МБОУ "Елизаветинская СОШ"
Омская область, Черлакский район, с.Елизаветинка, ул.Центральная, 23
  • Наставничество

    Внедрение Целевой модели наставничества

    Один совет наставника,

                                                    может сэкономить годы   ошибок!»

    Нацпроект «Образование»: организация  наставничества в школе

    В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.

    Место наставничества в современном образовании

    Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:

    1.                Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

    2.                Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

    Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.

    Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

    Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи. Задача наставника – помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог ­наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и наставляемого в совместной работе. С 2020-2021 учебного года в МБОУ «Елизаветинская СОШ» на основании Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» начнет реализовываться План мероприятий (дорожная карта) по внедрению целевой программы наставничества. Программа наставничества будет осуществляться по двум моделям: «учитель-учитель» (помощь молодым учителям в работе ), «ученик-ученик» (помощь более опытных и старших учеников школы младшим учащимся с трудностями в адаптации, учебе, проектировании и т.п.)

    Федеральный уровень

    Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 

    Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися

    Региональный уровень

    Распоряжение Губернатора Омской области № 119-р от 09.10.2020

    Распоряжение Министерства образования Омской области №1255 от 06.05.2020

    Дорожная карта по внедрению различных форм сопровождения, наставничества и шефства в образовательных организациях Омской области на 2020 год

    Методические рекомендации для проектных педагогических команд по разработке программ наставничества в образовательных организациях

    Региональная (целевая) система наставничества

    Муниципальная нормативная правовая база

    476-р-1

    Приложение-2

    Институциональная нормативная  база

    Приказ о внедрении программы наставничества

    Дорожная-карта-по-реализации

    Программа-наставничества Елизаветинская СОШ

    Положение-о-реализации-программы-наставничества

    Положение-о-программе-наставничества-учитель-учитель

    Положение-о-программе-наставничества-ученик-ученик

    Положение-о-программе-наставничества-студент-ученик

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике