Социально-психологическая служба (СПС) – это комплексная служба сопровождения ребёнка, предупреждающая сложные ситуации обучения, адаптации, общения.
Цели деятельности социально-психологической службы:
1. Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального)
2. Оказание комплексно-реабилитационной помощи в саморазвитии и самореализации ребёнка в процессе его восприятия мира и адаптации в нём
3. Защита интересов ребёнка в его жизненном пространстве.
Задачи:
1. Оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка.
2. Коррекция поведенческих проблем, развитие когнитивных функций и эмоционально – волевой сферы учащихся «группы риска»
3. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания в целях здоровьесбережения учащихся.
4. Обеспечение психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.
5. Профилактика асоциальных привычек и аддиктивного поведения, формирование законопослушного поведения, правового сознания участников образовательного процесса.
6. Расширение социального взаимодействия СПС в целях повышения уровня удовлетворённости социализацией учащихся.
Зачем нужна школе психологическая служба?
В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте разбираться в этом.
В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является психолог.
Даже если жизнь складывается вполне нормально, именно психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.
Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.
Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
Социальный педагог Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
Взаимодействие внутри службы:
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с "трудными" детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Направления работы:
1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
Уголок психолога
В школе работают: педагог-психолог Москаленко Екатерина Николаевна
социальный педагог Рахимова Татьяна Александровна
Как вместе с пользой провести летние каникулы https://disk.yandex.ru/i/sRgnIlZlako0ww
Профилактика суицида https://disk.yandex.ru/i/ZTdZlbS6YkIH7g
Профилактика употребления ПАВ https://disk.yandex.ru/i/ABsX6MyZSOsxLw
Гнев у ребенка https://disk.yandex.ru/i/Ia2DPUN8vL6QTg
Если ребенок говорит неправду https://disk.yandex.ru/i/rrpCnPlTw87WOw
Как поддержать самоценность ребенка https://disk.yandex.ru/i/Erw1vqkTC1bC1A
Помощь в ЕГЭ https://disk.yandex.ru/i/YWb5pfLNSxRnxA
Правила, которые помогут ребенку в общении https://disk.yandex.ru/i/XQoc97ep36YdhA
Рекомендации по профилактике школьной дезодаптации https://disk.yandex.ru/i/HHD_HDGc5AVANw
Рекомендации родителям 1-4 классов https://disk.yandex.ru/i/_WWFfS6tCEMxbw
Рекомендации родителям 5-11 классов https://disk.yandex.ru/i/udYXDCUdC30GyQ
Будь осторожен с незнакомыми людьми https://disk.yandex.ru/i/FozhHfRrYGD5_A
Что должны знать, чтобы обезопасить себя и своих детей https://disk.yandex.ru/i/ri6bTbsHMRpbyw
Что должны знать дети, чтобы защитить себя https://disk.yandex.ru/i/-YirYDC-2URjjA
Что должны знать дети, чтобы защитить себя https://disk.yandex.ru/i/7FrrneVwh0v0Gw
Кризисные ситуации в жизни подростков https://disk.yandex.ru/i/ACFup0MQjKOyMw
Памятка для детей и подростков при кризисных состояниях.http://Памятка для детей и подростков при кризисных состояниях.
Памятка для обучающихся https://disk.yandex.ru/i/Lmy1Lo4Az0e4dQ
Памятка для психологов по оказанию кризисной помощи. https://disk.yandex.ru/i/ecAA-Pgl0TMbxA
Памятка для родителей https://disk.yandex.ru/i/ywCh4m7Q3IJ_8w
Памятка для родителей по поддержке ребенка в кризисной ситуации https://disk.yandex.ru/i/gKW102he7AIhSQ
Предметом заботы социального педагога в школе являются потребности школьников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебная деятельность создают проблему для сверстников и учителей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный педагог становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями.
Главные задачи социального педагога
- Выявление и содействие устранению причин , девиантного или деликвентного поведения учеников, а также других симптомов их социального неблагополучия;
- Посещение семей учащихся, диагностика положения ребенка в школе и классе, выявление его нужд и проблем;
- Развитие в детях способности принимать решения, а также готовности принять ответственность за проступки, за продолжение собственного образования
Направления работы
- Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов с помощью их родителей.
- Социально-правовое. Защита прав ребенка.
- Социально-психологическое. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
- Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющегося поведения у учащихся.
- Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
- Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
Документы
Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации») https://disk.yandex.ru/i/IsyLi54V2fdMWQ
Положение о социально-психологической службе