Внедрение Целевой модели наставничества
Один совет наставника,
может сэкономить годы ошибок!»
Нацпроект «Образование»: организация наставничества в школе
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.
Место наставничества в современном образовании
Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи. Задача наставника – помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и наставляемого в совместной работе. С 2020-2021 учебного года в МБОУ «Елизаветинская СОШ» на основании Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» начнет реализовываться План мероприятий (дорожная карта) по внедрению целевой программы наставничества. Программа наставничества будет осуществляться по двум моделям: «учитель-учитель» (помощь молодым учителям в работе ), «ученик-ученик» (помощь более опытных и старших учеников школы младшим учащимся с трудностями в адаптации, учебе, проектировании и т.п.)
Нормативно- правовое обеспечение внедрения Целевой модели наставничества в образовательных организациях
Федеральная нормативная правовая база
Распоряжение-Министерства-Просвещения-РФ-от-25.12.2019-года-№-Р-145
Письмо-Министерства-Просвещения-России-от-21-декабря-2021-года-№-АЗ-1128_08
Региональная нормативная правовая база
rasporyazhenie-o-sozdanii-rncz
rasporyazhenie-pravitelstva-o-vnedrenii-nastavnichestva-vh20_22718-1
Распоряжение-Губернатора-Омской-области-о-внедрении-ЦМН-1
Приказ-Министерства-образования-Омской-области-от-06.05.2022-№-38
Муниципальная нормативная правовая база
Институциональная нормативная база
Приказ о внедрении программы наставничества
Программа-наставничества Елизаветинская СОШ
Положение-о-реализации-программы-наставничества
Положение-о-программе-наставничества-учитель-учитель